
Чай был популярен в Китае с древних времен, причем над вкусовыми ощущениями, которые оказывал чай, проводили достаточно много экспериментов: его варили, заваривали чай различной крепости, добавляли соль. Чай бывает черный. зеленый, желтый. белый, красный… Подразделяется он по типу чайного листа, по методу обработки, по добавкам. И каждый вид находятся любители и ценители.
Но его звездный час наступил позднее, лишь в 17 веке, когда чай попал в Европу. Ничего не поделаешь, в тот момент именно Европа доминировала и именно она оказывала влияние на формирование современных привычек народов. И это несмотря на то, что чай уже появился в Японии, чуть позднее в Центральной Азии, то есть в тех странах, где сейчас чай — это не просто напиток, вокруг него устраивают чайные церемонии, без него не обходится ни одно застолье в Средней Азии.
В Европу привезли чай голландцы, но в России он оказался независимо от Европы: чай вручили в качестве подарка российскому послу, и напиток достаточно быстро прижился на российской территории.
Чай дал повод лишний раз назвать россиян варварами и азиатами, но… Практически в это же время чай попал на стол к англичанам, которые высоко оценили его.
Таким образом чай стал не только масс-культурой, но и приносил в казну британской короны хорошие деньги. В 18 веке чай стал необходим всем.
И конкуренция за рынки была высокой. Самым дешевым был чай контрабандный, но у властей были свои методы борьбы с контрабандистами, и этот бой они выиграли.
А вот Китай сплоховал: продукция из Великобритании мало интересовала китайцев, англичане расплачивались за чай серебром. Китай подсадил британцев на чай, без него уже не могли обходиться, но европейцы ответили тем, что стали завозить в Китай опиум. Опиумной войны Китай не выдержал, превратившись на долгие годы в полузависимое государство, на территории которого опиум долгое время был разрешен.
Так что роль чая в мировой истории не слишком красива.
Век XIX. Основные потребители чая Англия и… Россия. Англия — владычица морей, завозила чай морским путем. Россия — континентальный гигант — сухопутными. Российский чай ценился выше, так как считалось, что сухой воздух благоприятен для перевозки, а морской — вреден. Такое мнение бытует до сих пор.
Впрочем, в России тоже есть любители британских сортов чая, самые известные среди них Ахмад и Брук Бонд.
Чайные традиции этих двух стран во многом схожи:
Но есть и отличия:
Считается, что самые большие любители чая — это англичане и русские. Но на самом деле это далеко не так. Первое место по потреблению чая на душу населения занимает Турция, здесь в год на человека приходится 6,87кг чая. Великобритания в этом списке лишь пятая с 4,5кг чая в год. А Россия в этом списке лишь пятнадцатая, здесь на человека приходится 1,21кг чая в год.
Данные из разных источников отличаются, почему-то существенные различия в потреблении на душу населения. Скорее всего эта разница объективна: кто-то считает только взрослое население, а кто-то все. Но факт, что крупнейшие производители чая Китай и Индия потребляют его не так много, как в других странах. А Англия по статистике в топ-3 потребителей чая не входит.
Настоящими ценителями чая считаются китайцы и японцы. И здесь вы не встретите на столе никаких конфет и печений. Чай — это не просто питие, это ритуал.
В Китае принято чай пить ежедневно, он входит в семь обязательных «потребных вещей». Считается, что без ежедневного потребления риса, соли, масла, уксуса, соевого соуса, чая и дров человек не может существовать.
Чайные церемонии в Японии тоже достаточно традиционны. Они имеют общие корни с китайскими, ведь именно из Китая чай пришел в страну, и вначале чай употреблялся для медитаций. Но со временем церемониал стал традиционным национальным обычаем.
Главное в японской церемонии — гармония, чистота и покой. Большое значение японцы придают месту чаепития: чайный домик должен быть расположен в местности с садом и каменной дорожкой.
Проход по каменной дорожке помогает сосредоточиться на церемонии, а сама церемония сопровождается рядом обязательных правил, рассказывать о которых неблагодарное занятие. Это тот самый случай, когда лучше один раз увидеть.
Китайцы несколько отошли от медитационной составляющей чаепития, японцы же сосредоточились на ней. Здесь для обучения чайному мастерству существуют школы.
Японскому чаю матча приписывают чудодейственные свойства, сейчас он популярен в России, особенно среди приверженцев правильного питания. Хотя это всего лишь один из японских зеленых чаев.
О чае, традициях чаепития можно рассказывать бесконечно. В статье не отражено, за что же так ценится чай во всем мире, и это тема отдельной статьи. Мы обязательно вернемся к чаю! Тем более, скоро зима, холод и самое время пить чай.