Здоровье Информ
Все о здоровом образе жизни
24 окт. 2020

Продукты, изменившие мир: кофе

«Я есть то, что я ем»… Древняя мудрость, которая говорит о том, что еда влияет на человека и на общество в целом. 

Интерес к продукту меняет привычки, делает одну страну сказочно богатой, а другую заставляет двигать армию.

Вместе с пищевыми привычками меняются нормы поведения, стыдное становится допустимым. Один продукт может повлиять на культуру и цивилизацию в целом.

Первый среди таких продуктов — кофе.

Что позволило стать кофе продуктом, изменившим мир

Главное и несомненное достоинство кофе — стимулирующее действие на организм человека. И это не спиртной напиток, который запрещен в странах, исповедующих ислам. И это не наркотическое средство, которое разрушает психику.

Но если бы кофе был легкодоступен, мир бы ему не завоевать, что дешево в мире не ценится. Кофе же произрастал только в Эфиопии. Редкость придает продукту ценность.

Опять-таки, если бы кофе невозможно было бы перевозить на большие расстояния, то так и остался бы он локальным продуктом до нынешних времен. Но зерна кофе можно перевозить!

На лицо три составляющих продукта, который сможет завоевать мир:

уникальное действие на организм — локальное произрастание — доступность перевозок

Изменение сознания

Продукты, изменяющие сознание, всегда ценились в обществах, причем в обществах самых различных. Кактус — в Мексике, мак — в Турции, марихуана — в Индии и Африке, лоза — в Перу, табак в Америке, кока — в Эквадоре, спиртные напитки в Европе.

Как правило, общество стремилось регулировать употребление этих веществ, связывало их с определенными ритуалами.

Кофе же выгодно отличался воздействием на сознание и побочными эффектами от всех прочих растений.

Как кофе завоевывал мир

В Эфиопии напиток готовился совсем не так, как сейчас. Из ягод методом брожения получали алкоголь, зерна перемалывали и смешивали с жиром, получая своеобразный энергетик.

Напиток из жареных зерен начали готовить в Йемене. И сразу же у этого напитка появились приверженцы, использующие его в своих религиозных практиках, - суфии.

Суфизм — течение в мусульманстве, отличающееся многочасовыми бдениями. Кофе оказался отличным помощником в этом. До этого суфии использовали листья ката, эффект они оказывают примерно такой же, как и кофе, но листья необходимо жевать постоянно, сонливость снимается только свежими листьями.

Кофе быстро вытеснил своего предшественника. Суфии делились источником бодрости со своими собратьями по ордену из других стран.

Суфии — открытая община, последователи имеют семьи, живут в миру. Так кофе стал распространяться среди мусульман, которые оказались благодарными потребителями: напиток, не запрещенный пророком, но изменяющий сознание.

В 16 веке кофейни появились в Константинополе и других городах Средиземноморья. Такой товар не мог остаться без внимания купцов, которые вели торговлю с Европой.

В принципе, кофе мог бы не получить широкого распространения в Европе, ведь здесь достаточно широко был распространен другой напиток, изменяющий сознание, - алкоголь. Но кофе повезло, напитком заинтересовался потребитель из очень важной ниши: способный платить. Этот дорогой напиток не оказывал типичного для алкоголя действия, он не пьянил, а действовал бодряще и стимулировал мозговую деятельность, помогал вести длительные переговоры. Напиток стал основным в деловых клубах.

Кофе: новое в культуре общения

Кофе стал обязательным атрибутом деловых клубов, где встречались политики, люди бизнеса. В этих клубах не было разделения по сословиям (деловые контакты допускают общение между высшим классом и людьми свободных профессий), сведено к минимуму гендерное разделение, которое в 17 веке было существенным. 

Высокая цена на кофе сыграла свою роль: главное — деньги, в клубах собирались люди с достатком, обладающие ценной информацией, способные заключать сделки. 

Таким образом кофе повлиял на формирование новой деловой Европы. 

Напиток бодрил, но засыпать мешал. Таким образом он стал утренним напитком, постепенно вытеснив все прочие. Например, в Англии и Голландии это было пиво. Хотя пивом с утра увлекаться не стоит, а вот кофе — нормально.

С ростом доходов среднего звена и некоторым удешевлением зерен кофе напиток стал проникать и в среду клерков.

Новое в культуре делового общения:

  • утренний кофе шефу не считается нарушением какого бы то ни было делового этикета;
  • кофе разрешен на планерках;
  • кофе допустим на переговорах любого уровня.

Конец монополии Йемена

Поняв, каким бесценным даром наградила природа страну, Йемен всеми силами пытался удержать монополию, следил, чтобы вывозились только обработанные зерна, запрещали предоставление монопольных прав на закупки какой бы то ни было европейской корпорации.

Но удержать секрет в стране, ведущей обширную торговлю, невозможно. Сырые зерна кофе были вывезены из страны. В 18 веке в Южной Америке и азиатских колониях Европы появились кофейные плантации. Эти страны стали поставщиками кофе на рынки. 

Кофе по-прежнему дорог, но конкуренция значительно снижает стоимость товара, позволяя этим напитком наслаждаться не только большому бизнесу, но и простому обывателю.

Новое в мировой торговле:

кофе — массовый товар, прибыль от производства которого обеспечивается не монополией производства и продажи, а условиями поставок и конкуренцией.

В заключение: на рынке появилось множество энергетиков, которые также не являются спиртными напитками и бодряще действуют на организм. Но энергетики появляются и исчезают, а кофе по-прежнему остается востребованным и популярным.